Гиперактивность у детей

Giperaktivnost u detejВаш ребенок не может и минуты посидеть спокойно, он не в состоянии надолго сконцентрировать свое внимание, пытается делать несколько дел сразу, не реагирует на запреты взрослых, часто является инициатором конфликтов? Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, то смело можно предположить, что вы столкнулись с проблемой детской гиперактивности.

Сайт «Океан мелочей» укажет на возможные причины, по которым может развиться гиперактивность у детей:

  • наследственный фактор, когда в семье в нескольких поколениях проявляется подобная тенденция поведения;
  • возникающие еще во время беременности биологические предпосылки, например, повреждение головного мозга у плода, родовые травмы, осложнения в период вынашивания ребенка (токсикоз, обвитие пуповиной);
  • социальные причины (нормы поведения в семье, бытовые условия проживания, неблагополучное ближайшее окружение и т. д.).

Гиперактивность у детей: плохо или хорошо?

Подобный «диагноз» многих настораживает. Безусловно, негативными фактами будут:

  • giperaktivnost u detejчрезмерная физическая активность малыша: он все время бежит, торопится, все хватает, бросает и т. д.;
  • неумение сосредотачиваться: ребенок не может долго слушать, порой вообще не замечает, что к нему обращаются, он не придерживается распорядка, не может заниматься монотонными делами;
  • очень эмоциональное поведение.

Но в гиперактивности у детей можно обнаружить и ряд положительных моментов. Замечено, что такие малыши очень любознательны и талантливы. Например, они могут довольно рано запомнить буквы, научиться читать, считать. Не боятся ставить экспериментов, добиваются успехов в спорте.

Коррекция гиперактивности у детей в раннем возрасте

Рассмотрим два реальных случая воспитания гиперактивных детей.

Ситуация первая. Андрюша родился недоношенным, на 7 месяце беременности. Маме сделали плановое кесарево, т. к. она всю беременность страдала от высокого давления. Врачи настояли на операции, выбрав наиболее оптимальный вариант для дальнейшего успешного развития малыша. Были тяжелые 2 первых месяца, первые недели кроха находился в отделении для недоношенных деток, а мама каждые 3 часа возила ему свое молоко. Грудное вскармливание продолжалось до 1-го года и 7-ми месяцев. После возвращения домой родители активно занялись развитием малыша: делали массаж, регулярно посещали невролога, когда малышу исполнился год, свозили его на консультацию к опытному детскому психологу.

В целом первый год жизни Андрюши прошел довольно спокойно, начальные признаки гиперактивности стали проявляться тогда, когда ребенок пошел. Мальчик поражал всех окружающих своей физической активностью, ему не было знакомо чувство страха, он совершенно не слышал ничего вокруг, от него стали «страдать» другие дети, т. к. Андрюша мог просто, проходя мимо, толкнуть, ударить сверстника. Родители заняли такую позицию: с одной стороны, они не препятствовали развитию сына, позволяя ему делать практически все, и не наказывали за шалости, а с другой стороны, вокруг Андрея была создана особая среда, позволяющая направить его энергию на всестороннее развитие ребенка.

Малыша часто и надолго вывозили на природу, тем самым помещая его в естественные условия развития человека, с ним активно занимались физически, мама стала водить его в развивающие группы, и, конечно же, были обязательные систематические встречи с психологом. При обустройстве детской комнаты был предусмотрен спортивный уголок. Как результат, уже к 3-м годам Андрей стал более спокойным, хотя проблема рассеянного внимания и гиперактивности у него не исчезла.

Мальчик научился контролировать свои поступки, он стал более контактным, приобрел опыт общения. Андрюша довольно легко пережил период адаптации в детском саду. Сейчас мальчику 4 года, чтобы обуздать излишнюю энергию сына, родители отдали его в танцевальную студию, в которой он с удовольствием занимается. В садике на данном этапе обучения и развития у него нет проблем, хотя, по сравнению с другими детьми в группе, Андрей отличается невнимательностью. У него практически исчезла агрессия, он стал более управляем. Как видно из примера, в этом большая заслуга родителей, которые с самых первых дней жизни малыша задумались о последствиях всех обстоятельств, предшествовавших его появлению на свет.

Ситуация вторая. Девочка Катя родилась в срок, беременность у мамы протекала нормально, ничего не предвещало беды. Роды были легкими, без патологий. Единственное, что заставляло насторожиться, это то, что мама отказывалась кормить ребенка грудью, мотивируя это страхом потерять внешнюю привлекательность. Уже первый месяц жизни малышки показал, что ребенок достаточно беспокойный. В полгода Катюша отказывалась спать днем, она могла бодрствовать на протяжении 7-8-ми часов подряд, при этом родители считали это нормой и не спешили обращаться к специалистам.

Когда девочка сделала свой первый самостоятельный шаг, ситуация усугубилась. Это стал просто неуправляемый ребенок, который упрямо добивался своей цели, ничего не слыша вокруг. Видя такой характер дочери, родители поспешили прибегнуть к помощи бабушки, чтобы как можно меньше нервничать из-за поступков малышки. Что такое бабушкино воспитание, знают многие: ребенку разрешается абсолютно все, малыш изначально считается самым умным и развитым, и помощь посторонних людей в воспитании не приветствуется.

Симптомы гиперактивности прогрессировали с каждым днем, уже в 2 года ребенок почувствовал себя центром вселенной. Катюша с легкостью оскорбляла посторонних, просто издевалась над родителями, совершенно не реагировала на какие-либо просьбы и запреты, агрессивно относилась к другим детям. Когда настало время идти в сад, девочка восприняла эту новость протестом: она отказывалась кушать, делала все наперекор родителям и воспитателям, ни один ребенок в группе не остался без «внимания» Кати.

Видя у ребенка проблему, руководство сада порекомендовало родителям обратиться к детскому психологу: ответ был отрицательный, а мотивировка – дочь абсолютно нормально развивается. С тех пор прошел год, сейчас Кате тоже 4 года. На данном этапе поведение девочки стало вызывать обеспокоенность у мамы, но в силу своего страха перед дочерью, она не знает, как себя вести. К психологу родителям идти стыдно.

Психология детей, склонных к гиперактивности, многих взрослых заводит в тупик. Поэтому не бойтесь своего непонимания, смело обращайтесь за помощью к специалистам.

Вывод напрашивается сам: ребенком надо заниматься с первых дней, нужно обращать внимание на малейшие изменения в характере, поведении, не давать малышу почувствовать беспомощность взрослых. Гиперактивность у детей – не порок, это лишь определенная особенность развития психики, и чем раньше родители объективно посмотрят на своего кроху, тем меньше проблем у него возникнет в будущем.

Автор статьи: Татьяна Маслова

© 2009 – 2017 aquamaniya.ru. All rights reserved. Копирование запрещено.








4 комментария к статье «Гиперактивность у детей»

  1. domosedka

    Гиперактивность у детей это не только негативное явление, но и позитива хватает. Обычно это смышленый ребенок. Он быстро все схватывает и ориентирует на себя, что можно назвать житейской смекалкой или хитростью. Этот ребенок быстро устает и требует больше внимания. Но и контроль со стороны врачей не последнее дело.

  2. Лена

    В наше время все изменилось и гиперактивность у детей — явление частое . Видимо малыши торопятся успеть во всем в наш скоростной век 🙂

  3. Яна

    Гиперактивность у детей — это же отлично, ведь это признак того, что малыш здоров и радуется жизнью, да и в развитии не отстает. Да, конечно родителям сложно, но это намного лучше, нежели вялый и не активный малыш.

  4. katty777

    Гиперактивность у детей встречается все чаще, у меня такой малыш. Вобще не сидит, поэтому ношусь с ним весь день, а вечером выжатая как лимон. Зато в 2 года уже предложениями разговаривает и хитренький очень…

Выскажите своё мнение о статье «Гиперактивность у детей»